Развитие химических технологий в российских ВУЗах берет курс на импортозамещение
Российские высшие учебные заведения выходят на новый уровень развития химических технологий, активно готовя специалистов, способных совершить прорыв в импортозамещении и обеспечить технологическую самостоятельность страны. Этот стратегический курс становится особенно важным в эпоху глобальных перемен и новых экономических вызовов.
Роль Минобрнауки в поддержке отрасли
Заместитель главы Минобрнауки России, Денис Секиринский, на площадке III Форума будущих технологий подчеркнул значимость целенаправленной поддержки, оказываемой министерством для решения кадровых вопросов и стимулирования развития высокотехнологичных производств. В приоритете – создание мощной базы для развития химии и химических технологий, способной конкурировать на мировом уровне.
Федеральные проекты
Два флагманских федеральных проекта Минобрнауки – «Разработка важнейших наукоемких технологий по направлению новых материалов и химии» и «Опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии» – играют роль катализатора для инноваций. Они обеспечивают комплекс мер государственной поддержки, нацеленных на создание перспективных отечественных технологий, выпуск инновационной продукции и ускоренное внедрение ее в промышленность, что в конечном итоге снижает зависимость от импортных аналогов.
Вузы – кузница кадров для химической промышленности
Чтобы обеспечить технологическое лидерство страны в химической отрасли, российские вузы активно перестраивают учебные программы, делая акцент на подготовке востребованных специалистов в сфере производства малотоннажной химии. Особое внимание уделяется направлениям «Химия» и «Химическая технология». В 2024 году абитуриентам было предложено около 4 тысяч бюджетных мест по направлению «Химия» и около 7 тысяч – по специальности «Химическая технология», а также широкий выбор внебюджетных мест, что отражает растущий интерес к этим профессиям.
На базе университетов создается уникальная экосистема для развития молодых ученых: с 2018 года было открыто 940 молодежных лабораторий, более полусотни из которых работают в области химии и химических технологий. Кроме того, активно развиваются инженерные школы, которые формируют у студентов не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной работы с реальными заказчиками и внедрения инноваций в производство.
Проект “Госзадание 2.0”
Минобрнауки и Российская академия наук (РАН) объединили усилия в рамках пилотного проекта «Госзадание 2.0», который нацелен на проведение передовых исследований, направленных на решение конкретных задач, поставленных представителями бизнеса. Этот инструмент особенно актуален в нынешних экономических условиях и позволяет компаниям переходить к долгосрочному планированию, инвестируя в инновационные разработки и создавая конкурентоспособную продукцию на основе российских технологий