Школьники массово выбирают практическую профориентацию
Российские подростки демонстрируют растущий запрос на раннее знакомство с профессиями. Согласно данным Фонда гуманитарных проектов, в 2025 году каждый третий ученик 6–11 классов принял участие в мероприятиях федеральной системы «Билет в будущее». Общее количество вовлеченных школьников приближается к отметке в три миллиона человек. По сравнению с предыдущим годом аудитория проекта увеличилась в полтора раза, что свидетельствует об устойчивой тенденции.
Практическое погружение на производстве и новые форматы
Отличительной чертой текущего года стало смещение акцента в сторону максимальной практикоориентированности. Порядка 300 тысяч подростков получили уникальную возможность не просто услышать о профессиях, а лично испытать себя в роли специалиста непосредственно на рабочих местах. Школьники посещали предприятия, где под руководством наставников выполняли элементы реальных трудовых задач. Такой формат позволяет выйти за рамки теоретических представлений и оценить свои силы и интерес в условиях, максимально приближенных к производственным.
Практическое погружение помогает подросткам соотнести свои ожидания с реальностью профессии, что снижает риск разочарования и смены траектории в будущем. Работа бок о бок с опытными наставниками дает не только навыки, но и понимание корпоративной культуры и требований современного рабочего места. Помимо углубленных профессиональных проб, массовый интерес вызвали менее продолжительные, но не менее значимые форматы, такие как экскурсии и мастер-классы.
В течение года для подростков были организованы тысячи экскурсий на промышленные предприятия, в IT-компании, научные лаборатории и сельскохозяйственные комплексы. Популярностью пользовались также мастер-классы от практикующих специалистов. По прогнозам организаторов, к концу 2025 года общее число школьников, которые посетят различные производства с экскурсионными целями, достигнет 550 тысяч человек.
Расширение перечня профессий и роль диагностики
Ежегодно перечень профессий, с которыми знакомятся участники проекта, расширяется и трансформируется, следуя за запросами экономики. К устойчиво популярным направлениям в промышленности и сельском хозяйстве добавляются специальности, рожденные цифровой эрой. В фокус профориентационных мероприятий теперь входят такие современные профессии, как оператор беспилотных летательных аппаратов, гейм-дизайнер и разработчик веб-приложений. Знакомство с этими профессиями дает школьникам понимание конкретных компетенций, востребованных в быстроразвивающихся отраслях.
Особое внимание в рамках проекта уделяется инструментам профессиональной диагностики. Современные тестирования помогают выявить склонности подростков, их сильные стороны и потенциальные векторы развития. В 2025 году спрос на подобные диагностики со стороны школьников вырос на 80 процентов. Количество персональных рекомендаций, которые подростки получают по итогам тестирования, увеличится более чем в два раза и превысит 520 тысяч. Конкретные рекомендации, полученные по итогам диагностики, указывают на подходящие профессиональные среды и необходимые навыки для развития.
Проект в рамках национальной стратегии и его эффекты
Масштабная работа по ранней профориентации ведется в рамках национального проекта «Молодежь и дети». «Билет в будущее» выступает одним из ключевых инструментов, призванных системно решать задачи раскрытия талантов и помощи в профессиональном самоопределении. Практический уклон проекта напрямую отвечает на запросы самих подростков, которые стремятся не к абстрактным рассказам, а к личному опыту и обратной связи от реальных профессионалов.
Статистика показывает, что школьники, прошедшие профессиональные пробы, в два раза чаще делают осознанный выбор предметов для углубленного изучения и демонстрируют более высокую мотивацию к обучению. Данные подтверждают, что ранний практический опыт и диагностика не просто информируют, а реально влияют на образовательную траекторию, помогая снизить количество ошибок при выборе вуза или колледжа и повышая вероятность осознанного карьерного старта.




